Заседание Подкомитета по железнодорожному транспорту Комитета логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» прошло под председательством председателя наблюдательных советов АНЭК и КазАПО Сегал Ильи Павловича.
Участники заседания – представители Министерства транспорта РК, НПП «Атамекен», ассоциаций, бизнес-структур обсудили вопросы, связанные с исполнением решений Подкомитета по железнодорожному транспорту, а также утвердили план работы на 2024 год.
Объединение железнодорожных грузовых перевозчиков Казахстана затронуло ряд серьезных вопросов.
Было отмечено, что в 2023 году с участием заинтересованных органов не состоялось ни одного совещания по актуальным вопросам развития данной сферы, соответственно и вопросы, которые касаются данной сферы, продолжают тормозить развитие сферы железнодорожных грузовых перевозок.
«В конце 2022 года предприниматели обозначили ряд серьезных моментов, однако они не нашли отражения ни в конкретных решениях, ни в обсуждениях. Одним из главных вопросов, который мы считаем необходимым озвучить в очередной раз, является роль Национального оператора инфраструктуры.
Сегодня функции оператора МЖС выполняет национальный перевозчик КТЖ-ГП. Компания входит в состав АО «НК «КТЖ», что вызывает для компаний, занимающихся грузоперевозками определенные трудности с доступом к МЖС.
Эта проблема затрагивает практически всех участников перевозочного процесса. Работа Национального оператора не соответствует отраслевому законодательству. Отказы ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» в приеме заявок от частных предпринимателей на доступ к услугам магистральной железной дороги в течение трех лет препятствуют полноценному развитию железнодорожной сферы. Поэтому необходимо последовательное решение этой проблемы», – отметила ассоциация, добавив, что предприниматели настаивают на том, что управление движением транспорта по железной дороге и обеспечение эффективности перевозок должны быть в компетенции национального оператора. Это позволит сделать систему более прозрачной и обеспечить беспрепятственный перевозочный процесс для всех участников рынка.
Остаются актуальными и вопросы, связанные с предоставлением технической спецификации участков МЖС по запросу перевозчиков. К сожалению, эта спецификация не содержит всей ключевой информации, которая должна быть указана в соответствии с правилами использования сетей. До сих пор не заключены долгосрочные договоры между национальным оператором и частными перевозчиками. Не менее важным является непродление регламента технологического взаимодействия между оператором и перевозчиками грузов в организации и осуществлении перевозки грузов.
В этой связи следует принять меры, направленные на улучшение сотрудничества между КТЖ-ГП и частными перевозчиками.
Таким образом, ассоциация считает необходимым обеспечить заключение долгосрочных договоров на услуги МЖС, продлить регламент технологического взаимодействия, обновить техническую спецификацию участков МЖС, включив в нее всю необходимую информацию.
Только в этом случае может быть обеспечена эффективная работа железнодорожной системы.
«Проблемы, связанные с частными перевозчиками и их статусом, оказывают сильное влияние на рынок грузовых перевозок и на железнодорожную отрасль в целом. Важно отметить, что частные перевозчики работают в соответствии с законодательством Казахстана «О железнодорожном транспорте» и их статус сегодня является законным и обоснованным. Поэтому мы считаем, что все наши предложения должны быть включены в план работы комитета логистики и перевозок НПП РК на 2024 год.
В частности, чтобы обеспечить реальную и полноценную конкуренцию в сегменте грузовых железнодорожных перевозок, необходимо внести изменения, которые законодательно запретят делегирование и передачу функций по планированию и рассмотрению заявок рынка со стороны Национального оператора.
Необходимо уточнить его функции и до конца 2023 года создать его как отдельное юридическое лицо с разработкой Концепции развития транспортно-логистической отрасли до 2030 года. Также требуется заключение договоров с перевозчиками грузов, имеющими опыт осуществления долгосрочных перевозок в течение пяти лет, в соответствии с правилами использования сетей.
Для обеспечения эффективности системы необходимо утвердить нормативный график движения поездов и сети на уровне Министерства транспорта, проводить мониторинг его выполнения и исключить нарушение законодательства со стороны Национального оператора при рассмотрении заявок на доступ к железнодорожной инфраструктуре. Также пора осуществить цифровизацию процесса взаимодействия в отрасли, отказавшись от бумажного документооборота. Важно создать благоприятные условия для доступа грузоперевозчиков к железнодорожной инфраструктуре, привлечения инвестиций, включая обновление подвижного состава, локомотивного парка и развитие инфраструктуры», – заключила ассоциация.
По итогам обсуждения данной сферы на заседании наблюдательных советов АНЭК и КазАПО, председатель Сегал Илья Павлович подвел итоги, заявив, что работа в этом направлении будет детально обсуждена на отдельном совещании. Планируется обсудить все актуальные проблемы с перевозчиками и разработать план действий.
В целом, было принято решение активизировать работу по решению проблем, связанных с данной сферой.